Основные факторы, влияющие на уровень издержек обращения книготоргового предприятия.

Существенно влияет на уровень издержек обращения ассортиментный состав книжных товаров в магазинах. В зависимости от издержкоемкости

можно выделить четыре группы тематических разделов книг[5]. В первую группу включаются политическая, сельскохозяйственная и научно-техническая книга, имеющая наиболее высокий уровень расходов (по расчетам на 1,5% к товарообороту выше среднего). Вторая группа объединяет художественную, детскую, педагогическую книгу, карты и атласы. По расчетам, уровень расходов на реализацию этих разделов книжной продукции на 0,5% выше среднего. Третью группу составляет иностранная, медицинская, музыкальная и спортивная книга, имеющая уровень издержек обращения на 0,5% к товарообороту ниже среднего. К четвертой группе относятся книги по искусству, имеющие минимальный уровень издержек обращения.

Эффективность использования основных и оборотных фондов оказывает влияние на величину расходов по аренде, амортизации, содержанию помещений, текущему ремонту, уровень которых зависит от интенсивности использования единицы торговой площади. К числу показателей эффективности использования основных фондов относится сумма товарооборота, приходящаяся на 1 кв.м торговой площади или площади торгового зала. Как правило, уровень издержек обращения выше в тех магазинах, где меньше товарооборот на 1 кв.м площади.

Книжная торговля располагает значительными резервами снижения издержек обращения в результате повышения эффективности использования основных фондов и производительности труда. 0б этом свидетельствует чрезмерная пестрота значений этих показателей не только в магазинах разной специализации, но и в магазинах одинаковой специализации. В последних наблюдаются огромные колебания между максимальными и минимальными размерами товарооборота на одного работника и на 1 кв.м площади. В магазинах технической книги этот разрыв составляет 10,7 раза, политической — 5,8 раза, канцелярских товаров — I5 раз.

Скорость обращения товарных запасов

влияет на величину затрат за использование банковского кредита, аренду помещения, потерь от морального и физического износа товарных запасов книжной продукции.

К специфическим факторам книжной торговли

, влияющим на уровень издержек обращения, относятся следующие.

Доля оптовой реализации в общем объеме товарооборота влияет на издержки обращения книжной торговли ввиду принятой методологии расчета уровня расходов. Расходы на единицу товарооборота при оптовой реализации примерно в четыре раза ниже, чем при розничной. Изменение в соотношении между розничной и оптовой реализацией влечет за собой изменение уровня издержек обращения книготорговых предприятий.

Доля продажи подписных изданий и долгих книг с высоким номиналом в общей сумме реализации книжной продукции. Увеличение доли таких изданий снижает уровень издержек обращения вследствие роста производительности труда. Выработка на одного продавца в книжной торговле существенно зависит как от его квалификации, компетентности так и от средней цены реализуемых экземпляров книг. На обслуживание одного покупателя, приобретающего один экземпляр дешевой брошюры продавец затрачивает столько же (или больше) времени, сколько и на обслуживание покупателя, приобретающего один экземпляр дорогостоящего издания. Поэтому, чем выше номинал реализуемой книги, тем больше, при прочих равных условиях, экономия в рабочем времени продавца, тем ниже расходы в процентах к обороту.

Доля мелкооптовых операций в товарообороте книготорговых предприятий находится в обратной зависимости с уровнем издержек обращения, так как на мелкооптовый отпуск товаров затрачивается меньше труда в расчете на единицу товарооборота.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Финансовые ресурсы

Наиболее очевидным ограничивающим фактором размера бюджета являетяс наличие фондов финансирования.

Финансовая стратегия предприятия

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Понятие рыночной стоимости

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции.