Управление нововведениями: методы управления новшествами, этапы и методика реализации.

Задача менеджеров. Критерии эффективности.

Создатель нововведений

a) конкурентоспособное новшество, уровень организации инновационного процесса

b) творческая активность разработчиков, мотивация

c) длительность разработки, успешность сбыта

Пользователь нововведений

a) организационная готовность фирмы к освоению новшества

b) оценка экономической целесообразности

c) технический, организационно-экономический, кадровый потенциал предприятия, сложность и прогрессивность новшества

Создатель и пользователь нововведений

a) внутренние нововведения для собственных нужд

b) внутреннее взаимодействие разработчиков и производственников

c) низкая капиталоемкость

Носитель нововведения

a) организационная форма нововведения

b) стабильность внутри фирмы, атмосфера уникальности оргструктуры (внутренние); общественное признание фирмы (внешние). Баланс внутреннего и внешнего давления.

c) эффективность фирмы в новом качестве

Предприятие-нововведение

a) создание предприятия нового типа для решения конкретной проблемы.

Смешанные типы предприятий

a) Отраслевые предприятия. Высокая капиталоемкость и наукоемкость

Особенности упр-я нововведениями на фирме.

Неуверенность и неопределенность результатов.

Факторы восприимчивости фирмы к нововведениям:

· личностно-психологические хар-ки ((а)руководства; (б)персонала)

· внутренние (структурные) ф-ры ((а)ресурсы, мощности, резервы; (б) орг-структура)

· внешние факторы ((а) вн. среда (рост/спад); (б)кооперация; (в) конкуренция; (г)спрос).

Модели управления нововведениями.

1) Рационалистическая

Надо доказать необходимость нововведения - разработать алгоритм:

· цели и задачи

· выбор средств и подразделений

· разработка стандартов и методических материалов

· контроль за выполнением

Недостаток: не учитывает неопределенность новшеств, консерватизм персонала.

2) Поведенческая модель

· учитывает социально-психологические потребности работников

· фирма - самоорганизующаяся система

· ориентация на человека

Недостаток: орг. анархия, безответственность.

3) Системная модель

· фирма - техносоциальная система

· новшество - осознанный процесс на базе анализа

В реальности необходимо сочетание всех трех моделей.

Уровни нововведений.

· индивидуальный (человек)

· групповой (бригада)

· организационный (предприятие)

Этапы нововведений и методика их реализации.

1) Подготовительный

· адаптация к новшеству

· психологический аспект (сопротивление)

· технические, организационные, экономические проблемы

2) Основной

· переход к новым формам управления

· организационно-плановый аспект

3) Завершающий

· закрепление результатов

· достижение проектных показателей и мощностей

· исчезает неопределенность

· гласность результатов

 

Финансовые ресурсы

Наиболее очевидным ограничивающим фактором размера бюджета являетяс наличие фондов финансирования.

Финансовая стратегия предприятия

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Понятие рыночной стоимости

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции.