Макроэкономическая нестабильность и инфляция.

Одной из важнейших форм проявления макроэкономической нестабильности является инфляция

Инфляция - это переполнение канала товарно-денежного обращения излишним количеством неполноценных денег и как следствие - нарушение закона спроса и предложения на товарно-денежном рынке.

По своей сути инфляция - это обесценивание денег, по форме - это рост цен.

Причины инфляции: общее расстройтво хозяйства на макроэкономическом уровне (несоответствие денежного спроса и товарной массы, чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможности экономики, опережающий рост зарплаты по сравнению с ростом производства и производительности труда, произвольное установление государственных цен - происходят перекосы в величине и структуре спроса и др.) и три вида монополии - государства (кот. позволяет себе иметь несбалансированные расходы и доходы бюджета, покрывать дефицит бюджета за стет печатного станка), профсоюзов (кот. требуют повышения зарабатной платы в условиях когда само правительство дало начало гонке цен на потребительские и производственные товары), и корпоративной( на современном рынке господствуют олигополии и монополии, кот. получили возможность предопределять издержки и рыночные цены). Их взаимодействие порождает инфляционную спираль.

Форма проявления инфляции: рост цен (однако не всякий рост цен является инфляцией).

Виды инфляции:

1. С точки зрения факторов образования инфляции:

· инфляция спроса (нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса, а следовательно- избыток денежных средств у покупателей);

· инфляция издержек (нарушение равновесия между совокупным спосом и совокупным предложением со стороны предложения на основе увеличения цен из-за роста производственных издержек; инфляция издержек порождает тенденцию к сокращению предложения, а в конечном счете реальный спад производства);

2. С точки зрения темпов динамики:

· умеренная(рост цен на 10-12% в год);

· галопирующая (20-200% в год);

· гиперинфляция (в 3 и более раз);

3. С точки зрения распространенности роста цен на всю товарную массу или на отдельные группы товаров:

· сбалансированную (одновременный и равномерный рост цен по всем основным группам товаров);

· несбалансированную (различные темпы роста цен на разные товары);

4. С точки зрения прогнозов:

· предсказуемую;

· непредсказуемую.

Последствия инфляции: падение уровня жизни значительной части населения, перераспределение доходов в пользу небольшой группы лиц, ускоренная материализация денег, торможение и подрывание стимулов к вложению, обесценение сбережений, скрытая конфискация денежных средств, падение реального процента по вкладам, подрывание стимулов роста производства, искажение всех экономических расчетов. Вместе с тем, имеются экономические агенты, которым выгодна инфляция (взять кредит).

Мероприятия по борьбе с инфляцией:

1. Адаптивные меры (смягчают социальную напряженность): индексация доходов, компенсация потерь;

2. Кардинальные меры (искореняют причины): денежная реформа, преодоление спада производства и т.д.

Кейнсианское направление антиинфляционной политики основное внимание уделяет регулированию совокупного спроса, полагая что эффективный спросвызовет стимулы роста предложения. Факторы эффективного спроса-увеличение государственных расходов и дешевый кредит.

Монетаристское направление в центр своего внимания ставит регулирование совокупного предложения. Они предлагают комплекс мер по сокращению спроса: это денежная реформа, удорожание кредита, сокращение бюджетного дефицита, налоговых ставок. Эти мероприятия должны вызвать уменьшение потребительского и инвестиционного спроса, банкротство неэффективного произвидства, спад производства, что в свою очередб освободит рыночные ниши от разорившихся производителей , но сохранит их для сильных. Сокращение налоговых ставок вызовет рост инвестиций, рост товарного предложения и в конечном счете снизит цены.

На практике многие страны применяют компромисную политику, используя и кейнсианский и монетаристский подходы.

 

Финансовые ресурсы

Наиболее очевидным ограничивающим фактором размера бюджета являетяс наличие фондов финансирования.

Финансовая стратегия предприятия

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Понятие рыночной стоимости

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции.