Анализ динамики рынка мобильной связи беларуси за 2003 год

По итогам 2003 года количество абонентов сотовой связи стандартов

GSM, NMT и cdma2000 в Белоруссии составило 1,117 млн. В общий уровень проникновения составил 11,3% (+6,6%), что традиционно меньше, чем в Украине (13,8%) и значительно меньше, чем в России (25,2%).

Как известно, 7 мая 1993 года на рынок пришел первый белорусский оператор ООО СП «БелСел» (стандарт NMT-450). 16 апреля 1999 г. начала работать и сеть первого конкурента—VELCOM,--в начале это был лишь GSM 900 (а с 2003 г. сеть стала работать в двух диапазонах GSM 900/1800). Наконец, 27 июня 2002 г. была введена сеть МТС (GSM 900/1800), и рынок приобрел динамику. То, что с 6 февраля «БелСел» приступил к параллельной эксплуатации сети стандарта cdma2000, на конкурентной борьбе пока особенно не отразилось, впрочем, белорусские GSM—ГИГАНТЫ с задачей формирования конкурентной среды справляются пока и двоем. Показатель проникновения СС с 2002 года стал расти лавинообразно.

К особенностям рынка также принято относить наличие доли государства (в лице структурных подразделений РО «Белтелеком») в уставном фонде всех трех операторов. В конце года поступали сообщения о намерении государства увеличить доли государственных предприятий связи в уставном фонде «БелСел» и VELCOM, и в тоже время ведутся переговоры о возможности сокращения доли гос-ва в МТС. Согласно учредительным документам МТС, решения принимаются консенсусом, т.е. 100% голосов, и т.о. размер госдоли имеет значение лишь при распределении прибыли. Однако информации о принятии решений ни по одному из вопросов не поступало.

За 2003 год прирост абонентской базы составил 648,9 тыс. абонентов. На конец года общее число абонентов достигло цифры 1,117 млн. уровень проникновения сотовой связи вырос с 4,7% до 11,4%.

У лидера белорусского рынка VELCOM показатель прироста абонентской базы в среднем за каждый месяц составлял 18,7 тыс. наибольший прирост за месяц был достигнут в марте—25,1 тыс., что немного больше декабрьского показателя 24,5 тыс. по размеру абонентской базы компания остается пока вне конкуренции на рынке. Число абонентов VELCOM на конец года превысило 630 тыс. при приросте за год 224,6 тыс. (+55,4%). На начало 2003 года абонентская база составляла достаточно внушительную цифру 405,4 тыс.

В последнее время, а именно с апреля 2003 года, большая часть новых подключений делается к сети МТС, абонентская база компании в среднем в течение каждого месяца росла на 32,2 тыс. абонентов. Наибольший прирост достигнут в декабре—60 тыс. абонентов (+14,8%). С начала 2003 года прирост составил 422,3 тыс. (+993,6% к началу года).Однако на начало 2003 года абонентская база составляла 42,5 тыс. Таким образом, МТС на конец года обслуживает 464,8 тыс. абонентов.

Число абонентов оператора стандарта NMT-450 и cdma2000 «БелСел» (ТМ DIALLOG) за год изменилась незначительно и на конец периода оценивается в 22 тыс.

(+2 тыс.). число абонентов нового стандарта превышало на конец 2003 года 11,5 тыс., во многом эта цифра достигнута благодаря миграции абонентов самой компании с устаревшего стандарта.

Рассмотрим непосредственно динамику рынка мобильной связи за 2003 год.

На начало года тарифное предложение VELCOM насчитывало только два тарифных плана (далее ТП), отличающихся только абонплатой/тарифами на звонки. Тарифное предложение МТС насчитывало четыре ТП, отличающихся абонплатой/тарифами на звонки, единицей тарификации, количеством включенных в абонплату сервисов, наличием/отсутствием льготных временных интервалов тарификации. При этом для всех тарифов действовали демпинговые цены на внутрисетевые соединения (0,015$ в минуту—акция «30 рублей внутри сети», объявленная 26 ноября 2002 года). Дополнительно при подключении к МТС действовал меньший «входной порог»--минимальный первоначальный авансовый платеж. Что в целом обеспечивало лидерство компании. Едва ли не единственным ценовым преимуществом МТС на рынке была практически безупречная биллинговая система CBOSS с возможностями ИССА, -по данному критерию компании лидирует и по сей день.

В течение года конкурентные преимущества операторов несколько видоизменились. МТС какой-то мере преодолел отрыв по зоне покрытия и спектру дополнительных услуг. VELCOM планомерно снижал тарифы, не прибегая, однако, к демпингу, хотя при этом вплотную приблизился по параметру к конкуренту. Однако и на конец года позиционирование на рынке осталось тем же.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Финансовые ресурсы

Наиболее очевидным ограничивающим фактором размера бюджета являетяс наличие фондов финансирования.

Финансовая стратегия предприятия

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Понятие рыночной стоимости

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции.