Категории товарно-материальных запасов

Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлась своего рода «страховкой».

Существует три вида товарно-материальных запасов: 1) сырьевые материалы; 2) товары, находящиеся на стадии изготовления; 3) готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения они подразделяются наследующие категории:

· технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую;

· текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;

· резервные (страховые, или «буферные»; иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).

Технологические и переходные запасы.

В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. В системах материально-технического снабжения, в которых перемещение запасов с одного уровня на другой занимает много времени, объемы переходных запасов будут велики. При длительных сроках реализации заказов (например, при больших промежутках времени между изготовлением товара и его прибытием в готовом виде на склад) общее количество технологических запасов будет сравнительно большим. Точно также при больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет иметь место накопление большого количества переходных запасов. К примеру, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара будет составлять в среднем 400 изделий.

Для вычисления (оценки) среднего количества технологических, или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально-технического обеспечения в целом используется следующая формула:

J

=

S

*

T

,

где J

-

общий объем технологических, или переходных (находящихся в процессе транспортировки), товарно-материальных запасов;

S

- средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;

Т

- среднее время транспортировки.

Запасы объемом в одну партию товара, или циклические запасы.

Особенностью большинства предпринимательских систем является то, что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым на данный момент объемам. Тому есть ряд причин, например: задержка с получением заказанных товаров в полном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе: скидки, предоставляемые заказчикам при продаже им товаров крупными партиями; налогообложение торговых сделок с минимальным размером партий, делающее невыгодной отправку заказчику товаров в количествах, меньше установленного размера и некоторые другие.

Существуют определенные ограничения на размер товарно-материальных запасов. В виде ограничителя выступают издержки их хранения. Отсюда, следовательно, возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказывания, а с другой - хранения товаров.

Резервные (или «буферные») товарно-материальные запасы

служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость создания резервных товарно-материальных запасов.

В определенной степени услуги, предлагаемые той или иной компанией, представляют собой функцию ее резервных запасов и наоборот – резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И тут опять возникает необходимость компромисса - на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.

Перейти на страницу: 1 2

 

Финансовые ресурсы

Наиболее очевидным ограничивающим фактором размера бюджета являетяс наличие фондов финансирования.

Финансовая стратегия предприятия

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Понятие рыночной стоимости

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции.