Рынок: его сущность, причины возникновения, функции и структура.

Рынок

- это система отношений т.е. взаимосвязь между продавцами и покупателями,т.е. это система отношений между предложением и спросом. (на микроуровне).

Рынок

- это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Основные характеристики рынка:

1) большая товарная масса

2) развитая и устойчивая денежная система

3) свобода действий хозяйствующих субъектов, свободу договоров, цен и прочих условий

4) действие законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения

5) в основе действий агентов рынка лежит личный экономический интерес

6) полная материальная ответственность участников

7) свободная рыночная цена равновесия

8) всеобщность и универсальность товарных отношений

9) развитая инфраструктура : складского хозяйства, коммуникаций, биржи, банков и т.д.

10)интеграция с мировым хозяйством

11)наличие таких моральных норм как рыночная этика и рыночная мораль

12)наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию

Факторы возникновения рынка:

· ограниченность ресурсов

· безграничность потребностей

· общественное разделение труда

· смена собственников

· самостоятельность товаропроизводителя

Основные функции рынка:

1) информационная

: информирует общество и прежде всего участников рынка о состоянии экономики

2) посредническая

: соединяет в единую систему экономически обособленных агентов рынка

3) регулирующая

: капиталы и ресурсы переливаются из отраслей с низкой прибылью в отрасли более доходные. В конечном счете капиталы и ресурсы перераспределяются таким образом как того требует рынок, покупатель, за которым стоит общественная потребность.

4) ценообразующая

: рынок признает лишь общественно необходимые затраты и ,соотв., общественные рыночные цены.

5) стимулирующая

: стимулирует экономить затраты, труд и ресурсы.

6) созидательно- разрушительная

: разрушение старой и формирование новой структуры хозяйства.

7) санирующая, оздоровительная

: очистка общественного производства от экономически нежизнеспособных субъектов и стимулирование высокоэффективных.

8) дифференцирующая

:рынок обогощает одних и разоряет других субъектов.

Виды рынков, его структура.

1) по характеру конкуренции

(классический рынок или рынок совершенной конкуренции и современный рынок, т.е. несовершенной конкуренции)

2) с точки зрения объекта купли- продажи

(14 видов: потребительский рынок, рынок средств производства, земли, недвижимости, рабочей силы, технологии, услуг, валютный, фондовый, страховой рынок, рынок информации, интелектуальной собственности, произведений искусства, рынок отдельных товарных групп)

3) с точки зрения субъекта

(покупателя, продавца, посредника, промежуточных продавцов, государственных учреждений)

4) по характеру продаж

(оптовый и розничный)

5) по уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса

(рынок равновесный, дефицитный, избыточный)

6) с точки зрения соответствия

функционирования рынка действующему законодательству

(легальный, нелегальный)

7) с точки зрения транспортно-географического фактора(местный, региональный, национальный, мировой).

Преимущества рыночного механизма:

1. Стимулирование роста производства;

2. Повышение эффективности производства;

3. Формирование структуры хозяйства, отвечающей потребностям и запросам потребителя;

4. Создание саморегулирующейся системы хозяйства;

5. Естественная природа рынка, отвечающая нуждам общества;

6. Обогащение части населения.

Недостатки рыночного механизма:

1. Как саморегулирующаяся система рынок не идеален, рыночная система не достаточно стабильна.

2. Рын. система не обеспечивает полного использования ресурсов (безработица)

3. Порождение факторов, нарушающих свободу предпринемателя(монополия)

4. Не учитывается влияние отрицательных внешних эффектов (загрязнение внешней Среды)

5. Не в полной мере учитывается влияние положительных внешних эффектов, учет только коммерческого аспекта (образование, наука и т.д)

6. безразличность к производству так наз. общественных благ и услуг (нац. оборона, охрана общ. порядка, воспитание детей и.т.д.)

7. Разорение части предприятий и части населения

8. Не способность решить ряд социальных проблем(пенсионеры, больные, инвалиды, сироты)

9. Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма

 

Финансовые ресурсы

Наиболее очевидным ограничивающим фактором размера бюджета являетяс наличие фондов финансирования.

Финансовая стратегия предприятия

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Понятие рыночной стоимости

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции.